ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц ЦНАСТРОЙКИ:
КГБПОУ Ребрихинский лицей профессионального образования
с. Ребриха, пр-т Победы 13
8 (38582) 21150
pu70altai@22edu.ru

 

КГБПОУ Ребрихинский лицей профессионального образования

МЕНЮ

ТЕМА: ЧЕЛОВЕК НА ВОЙНЕ, ПРАВДА О НЕМ .

               ЖЕСТОКИЕ РЕАЛИИ И РОМАНТИКА

               В ВОЕННОЙ   ПРОЗЕ.

                        

ЦЕЛЬ: раскрыть особенности прозаических произведений о войне, обратив внимание на глубочайшие нравственные конфликты, особое напряжение в противоборстве характеров, чувств, убеждений в трагической ситуации    войны.

 

                  ХОД УРОКА

                              И у мертвых, безгласных,

                                Есть отрада одна:

                                 Мы  за Родину пали,

                                 Но она - спасена.

                                              А.Т.Твардовский

1.Поверка домашнего задания.

 Учащиеся готовят тексты произведений, выделяя главные примеры и давая комментарий  своими рассуждениями в конспекте.

2.Слово учителя:

Поэзия Великой Отечественной войны. Эти строки радости  побед и боли близких и родных, в них отражена история нашей родины и судьба русского человека в те страшные годы.

     Со временем все меньше остается среди нас тех, кто встретил роковой  рассвет 22 июня 1941 года. Тех, кто  суровой осенью 1941 года защищал Москву, кто познал кровавый снег  Сталинграда, кто пол-Европы по-пластунски прошагал. В канун 65 годовщины со Дня ПОБЕДЫ в Великой Отечественной войне мы сегодня обсудим важную проблему, к которой с большой осторожностью подходили писатели и поэты военных лет – человек войны, и правда о нем. Уже в годы Великой Отечественной войны и вскоре после ее окончания появились произведения, посвященные этой  народной трагедии. Литература войны развивалась в трех направлениях:

1-е - художественно- документальные – изображение исторических  событий и подвигов реальных людей.

2-е - героико-эпическая проза, воспевавшая подвиг народа.

3-е - изображение « негероических» сторон окопной жизни и  осмысление отдельной человеческой личности.

   

В 50 –е  годы начинается расцвет литературы  о войне. О правде общей, единой, самой главной, о правде народной мы  будем сегодня говорить.

Поэзия – стала « сейсмографом» душевного состояния человека и общества в период войны.

   1941 год – К.Симонов написал стихотворение « Жди меня».

Учащийся:   Вот как сам поэт  рассказывал историю появления в печати этого стихотворения:  «Жди меня» - глубоко личное стихотворение, оно мною предназначалось для печати. В декабре сорок первого года, прибыв с фронта, я  зашел повидаться с Петром Николаевичем Поспеловым (ответственным редактором « Правды»). В разговоре он спросил, нет ли у меня  каких – либо стихов для  «Правды». У меня не было ничего подходящего. Есть правда, одно стихотворение, сказал я, но оно интимное…». Напечатанное в газете, на другой день стихотворение  отозвалось в сердцах миллионов.

         (  Учащийся читает стихотворение « Жди меня»).

Учащийся:   1942 год.  М. Гудзенко стихотворение «Перед атакой» (читает стихотворения и анализирует его).

Учащийся:  П.Суворов стихотворение « Месть» 1943 (читает стихотворения и анализирует его).

Учитель:  Давайте остановимся  на произведениях писателей, изученных ранее на уроках  литературы  и выскажем  свое  отношение к чувствам, убеждениям героев в  особо трагических ситуациях.  Преподаватель предлагает учащимся участвовать в дискуссии по предложенным вопросам к изученным произведениям   

М.А. Шолохов рассказ « Судьба человека»

1. Каковы обстоятельства пленения героя?

2.Как ведет себя Андрей Соколов в плену?

3.Что пришлось ему пережить и благодаря чему он выжил?

 Вывод: Шолохов снимает с героя вину за то, что тот оказался в плену. Андрей был контужен взрывом после попадания снаряда рядом с его машиной и не имел возможности оказать сопротивление.

 Вячеслав Кондратьев повесть «Сашка».

  1.Почему Сашка не может расстрелять пленного немца?

  2.Что поражает его в пленнике?

  3. Почему Сашка испытывает страшное сомнение в справедливости и ненужности того, что ему приказали? Как вы их понимаете?

  4.Почему комбат сначала приказал расстрелять немца, а затем все-таки отменил свой приказ?

  5.Какие представления о справедливости у Сашки?

   Вывод: Сашка не потерял человечность, не ожесточился, постоянно  прислушивался к своей интуиции, которая его никогда не  подводила.

Виктор  Некрасов повесть  «Одна ночь»

 1.Почему  главный герой повести Иван Волока стал по-дружески относиться к немцу ,находясь под завалами?

 2.Когда он почувствовал  в нем настоящего врага?

 Вывод: Человеческие  чувства трудно потерять и заменить их жестокостью, оставшись один на один с опасностью.

Юрий  Бондарев роман « Горячий снег»

1.Сопоставьте образы Кузнецова и  Дроздовского.

2.Раскройте их отношение с бойцами, начальством, к Зое, к другу.

Вывод: Герои прошли проверку на  человечность через испытания огнем. Потерянность человека возникает не просто  вследствии  потрясений, а является результатом изначально неправильной   жизненной позиции.

Валентин Распутин повесть « Живи и помни».

        

 1.В чем слабость Андрея  Гуськова?

 2.Как он меняется после дезертирства?

 3.Как изменилась Настёна после встречи с мужем?

 4.Как вы понимаете название повести?

   Вывод: Призыв  автора помнить себя, помнить моральные заповеди, нарушение которых приводит человека к деградации и озверению, к духовной смерти.

Олег  Ермаков роман  « Знак зверя»                             

    

 1.Какое время отражено в романе?

 2.В чем своеобразие и композиция романа.

 3.Как противится герой знаку зверя?

 4.Какое ваше отношение к герою и к тому времени?

 5.Какой эпизод в романе особенно запомнился?

 Вывод: Война -  это неизбежное и предопределенное состояние человеческой души, наполненное злом и агрессией. В романе  выражен мотив неискоренимой вины за  события в Афганистане.

Учитель:

    Нет ничего  опасного, чем забыть о том, что было  на войне. Вспоминать мучительно, но забыть – смертельно опасно. Для всего человечества, потому что мир может устоять только на принципах гуманизма, любви, милосердия и убежденности, и что кроме твоей бесценной жизни есть еще ценности, те, которые делают этот мир миром людей и сохраняют   человеку то, что делает его человеком, даже в бесчеловечной атмосфере войны.

                              Кто говорит, что на войне не страшно, тот                          

                              Ничего не знает о войне…

                                      Юлия  Друнина

                              

                              И у мертвых, безгласных,

                               Есть отрада одна:

                                Мы за Родину пали,

                                Но она -  спасена.

                                         А.Т.Твардовский

ИТОГИ УРОКА

 - Какой он человек войны и правда о нем?

Совместно с преподавателем делают общий вывод по теме.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Напишите сочинение-рассуждение, взяв эпиграфом слова, предложенные в начале урока:

  • Война  - жесточе нету слова,
  • Война  - печальней нету слова.
  • Война – святее нету слова…
© 2021. Все права защищены. При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.